13:03
"Он у нас такой невнимательный!"

Внимание — основное психическое свойство человека. Внимание — одна из самых «больных» проблем родителей и дошкольников. «Он у нас такой невнимательный!» — типичное восклицание родителей.

Внимание характеризуется направленностью и объемом, т.е. в поле внимания всегда оказывается ограниченное число объектов. Чем меньше ребенок, тем меньше объектов он одновременно может удерживать в «поле внимания». Но даже взрослый не может концентрировать свое внимание более чем на пяти объектах.

Внимание также характеризуется устойчивостью, т. е. временем сохранения внимания на объекте. Чем большее значение имеет для человека объект вни­мания, тем устойчивее оно удерживается. Сохранение внимания на конкретном объекте тем меньше, чем младше ребенок.

Наконец, внимание характеризуется переключаемостью, т. е. скоростью, с которой оно переносится с одного объекта на другой. В детстве у ребенка преобладает непроизвольное внимание, т. е. невольная сосредоточенность на объекте или явлении, имеющих для ребенка эмоциональное значение.

Внимание привлекается ко всему, что для ребенка интересно. Следовательно, интерес — мощнейший фактор концентрации внимания. Если предмет или ситуация не интересны для человека, а обратить внимание на это необходимо (например, скучное, неинтересное объяснение учителя), то внимание сосредотачивается с помощью волевого усилия. Такое внимание, которое направляется усилием воли, называется произвольным.

Высшей формой внимания является переход произвольного внимания в наблюдательность — сознательное целенаправленное сосредоточение психической активности на конкретном объекте. Чем более развито у ребенка произвольное внимание, тем легче ему учиться. Так как произвольное внимание связано с развитием воли, то оно слабо проявляется у детей и подростков. В этих возрастах вообще слабая волевая регуляция. Следовательно, чтобы привлечь внимание ребенка, нужно ориентироваться на его непроизвольную форму, т.е. привлекать внимание с помощью интереса.

Игра интересна ребенку — значит, с помощью ее можно тренировать внимание.

Ниже воспитатель Е. А. Кошлец предлагает игры, которые помогут не только тренировать непроизвольное внимание, но и перестраивать его в произвольную форму и целенаправленное наблюдение.

Классической и доступной в любых условиях игрой, развивающей внимание, является игра «Что пропало?».

В эту игру можно играть с одним ребенком и с несколькими. Очень любят эту игру наши ребята младшей группы. На какой-то поверхности (стол, стул, пол) раскладываются несколько предметов. Это могут быть карандаши, монеты, бижутерия, мелкие игрушки и т. п. Детям предлагается несколько  секунд внимательно рассмотреть предметы и их расположение и выйти из комнаты, закрыть глаза. Затем возможны несколько вариантов продолжения игры.

1 вариант. Несколько предметов убирается. Задача ребенка — определить, какие предметы исчезли.

2 вариант. Несколько предметов перекладывают на другие места. Задача ребенка — определить, какие предметы переложены.

3 вариант. К имеющимся предметам добавляется еще несколько новых. Ребенок должен определить, какие предметы появились.

4 вариант. Ряд предметов убирают и на их место кладут новые. Ребенок должен определить, какие предметы убраны и какие новые появились.

Просмотров: 10 | Добавил: mdou20yeiskr | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar